Рассказываем о автомобильном лакокрасочном покрытии, о нюансах измерения и стандартах его толщины, изучаем дефекты и даем рекомендации по грамотному уходу за ЛКП


            Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Фото: Shutterstock Белый дым из выхлопной трубы: почему появляется и что с этим делать LADA Granta 20 июня «Упрощенная» Granta. Первое живое знакомство с автомобилем ГИБДД 20 июня «Увидел — не узнал». Инспекторов ГИБДД переодели в новую форму Штрафы 15 июня Жесткий ответ ГИБДД: за «хитрые» ремни безопасности будет штраф

Лакокрасочное покрытие (ЛКП) — это «лицо» любого автомобиля. Именно оно дает наиболее полное представление о состоянии кузова транспортного средства. ЛКП служит не только для придания автомобилю эстетичного вида, но и для защиты кузовных панелей от коррозии. Рассказываем о современном автомобильном лакокрасочном покрытии, о нюансах измерения и стандартах его толщины, изучаем дефекты и даем рекомендации по грамотному уходу за ЛКП.

  • Что такое
  • Толщина
  • Толщиномер
  • Дефекты
  • Как убрать царапины и сколы
  • Как защитить

ЛПК автомобиля

ЛКП автомобиля — это многокомпонентное покрытие, сформировавшееся на поверхности кузовных панелей после нанесения на них нескольких слоев лакокрасочных материалов, обладающее достаточной адгезией и защитными свойствами от воздействия окружающей среды. Без качественного лакокрасочного покрытия любой автомобиль обречен превратиться в труху за считанные годы.

ЛКП выполняет две важнейшие функции: придает автомобилю привлекательный внешний вид и защищает металл кузова от коррозии. Именно по лакокрасочному покрытию принято судить о состоянии бывшего в употреблении транспортного средства: плохо окрашенная, битая, неухоженная машина с дефектами на ЛКП не прослужит долго без должного ухода и внимания.

Заводской процесс покраски автомобиля состоит из нескольких этапов с соблюдением жестких стандартов и применением высококачественных материалов. На современных автозаводах он осуществляется преимущественно роботами. Добиться заводского качества ЛКП в гаражных условиях и ремонтных мастерских практически невозможно.

В сильно упрощенном виде процесс нанесения заводского ЛКП выглядит следующим образом. Сперва почти весь листовой металл, из которого выполнен кузов транспортного средства, подвергают цинкованию с двух сторон для защиты при возможных повреждениях ЛКП. Далее поверхность кузова тщательно чистится и обезжиривается. Затем осуществляется процесс фосфатирования и грунтования. Только после этого наносятся краска и лак, которые придают кузову нужный оттенок и создают прочный глянцевый защитный слой.

Толщина ЛКП

Заводская окраска автомобиля не просто обладает наилучшими эксплуатационными и защитными свойствами, но и отвечает строгим внутренним стандартам автопроизводителя и ГОСТам. Важнейший параметр ЛКП, на который распространяются требования стандартов, — его толщина. Ее принято измерять в микрометрах (микронах). Каждый автопроизводитель самостоятельно устанавливает толщину лакокрасочного покрытия в рамках действующих требований и стандартов, руководствуясь рекомендациями поставщиков лакокрасочных материалов и ориентируясь на возможности и параметры используемой окрасочной линии.

Толщина заводского ЛКП обычно колеблется в диапазоне от 80 до 180 микрометров. В большинстве случаев она составляет около 100–130 мкм, но на различных участках одного и того же транспортного средства возможно небольшое расхождение.


            Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Фото: Shutterstock

Ориентировочные значения толщины заводского ЛКП по некоторым маркам и моделям Марка Модели Толщина ЛКП, мкм Audi A5, A6, A7, A8, Q3, Q5, Q7 105–170 BMW X1, X3, X5, X6, M6, 1, 3, 5, 7 89–135 BYD F3 55–120 Chery Amulet, Tiggo 100–120 Chevrolet Lanos, Aveo, Captiva, Cruze, Epica, Lacetti, Niva, Spark 74–150 Citroen C3, C4, C5 90–130 Daewoo Nexia, Matiz 95–115 Fiat Albea, Punto 111–130 Ford Explorer, Focus, Kuga, Mondeo, Transporter, Ranger, Fiesta 100–160 Geely MK, Otaka 75–100 Honda Accord, Civic, CR-V, Fit, Pilot, Jazz 87–130 Hyundai Accent, Elantra, X35, Santa Fe, Solaris, I30, I40 70–112 Kia Sportage, Picanto, Venga, Rio, Optima, Sorento, Ceed, Cerato, Soul 101–122 Lada Granta, Kalina, Priora, Largus 60–100 Land Rover Range Rover, Range Rover Sport 105–135 Lexus RX, CT, GX, ES, LX, LS 119–150 Mazda CX-5, CX-7, CX-9, 3, 6 96–130 Mercedes-Benz C, E, GL, ML 90–96 Mitsubishi Lancer, L200, ASX, Outlander, Pajero 55–125 Peugeot 308, 508, 3008, 4008 58–109 Nissan Patrol, Qasqai, X-Trail, Murano, Pathfinder, Juke, Navara, Tiida, Teana, Almera 80–145 Opel Astra, Corsa, Zafira 118–157 Renault Duster, Fluence, Koleos, Logan, Megane, Sandero, Symbol, Clio 70–152 Skoda Fabia, Octavia, Yeti, Roomster, Superb 99–125 Ssang Yong Kyron 100–110 Subaru Forester, Outback, Legacy, Tribeca, Impreza 110–136 Suzuki Grand Vitara, Splash, SX-4, Swift 77–114 Toyota Auris, Avensis, Camry, Corolla, Fortuner, Highlander, Hilux, LC 200, LC Prado, Prius, RAV4, Sienna, Versa, Yaris 77–130 Volkswagen Polo, Golf, Jetta, Touareg, Tiguan, Passat 72–103 Volvo S60, S40, XC70, XC90 95–130 ГАЗ 3110, Siber 80–105 УАЗ Patriot 90–105  

При подборе автомобиля на вторичном рынке велик шанс столкнуться с экземплярами после ДТП и серьезного ремонта. Практически всегда прежний владелец пытается скрыть факт вторичной окраски. Приобрести подержанную машину, лакокрасочное покрытие которой близко к идеалу, практически невозможно. Замер толщины ЛКП позволяет почти безошибочно выявить участки кузова, подвергавшиеся ремонту и вторичной окраске. Толщина ЛКП в 300 и более микрометров — повод для более внимательного изучения автомобиля, а в 500 и выше — для серьезного торга или отказа от покупки.

Важно помнить, что нормативные стандарты (ГОСТы или ISO) предъявляют жесткие требования к качеству ЛКП, коррозионной стойкости, твердости покрытия, прочности, блеску и так далее, но не существует ни одного стандарта, регламентирующего цветоподбор при ремонтной окраске автомобиля.

Толщиномер

При покупке бывшего в употреблении транспортного средства обычно проводится экспертиза ЛКП, помогающая понять, действительно ли автомобиль стоит своих денег. Специальный прибор толщиномер позволяет быстро выявлять битые и вторично окрашенные автомобили.


            Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Фото: Shutterstock

Толщиномеры различаться по цене и по принципу действия (ультразвуковые, магнитные, электромагнитные, вихретоковые), однако любой из них сможет выявить отклонение от нормы в 50–100 микрометров. Этого достаточно для нахождения поврежденных и вторично окрашенных участков. Каждая кузовная деталь проверяется прибором минимум в трех различных точках. Полностью окрашенный элемент свидетельствует о достаточно серьезном повреждении, частично окрашенный — о небольшом дефекте, который оперативно убрали. При наличии шпаклевки толщина ЛКП значительно превысит номинальную (на 200 мкм и более).

Проверку ЛКП толщиномером специалисты рекомендуют начинать с крыши: полностью окрашенный элемент — свидетельство серьезной аварии. Частично окрашенные крылья, двери и боковые панели — как правило, норма на вторичном рынке.

Толщиномер — отличный помощник, но даже он не всегда способен выявить дефектный автомобиль. К примеру, если после ДТП элемент кузова заменили на новый, то толщина ЛКП может попасть в «заводскую». Хороший специалист способен произвести ремонт и покраску машины таким образом, что толщиномер покажет «правильные» цифры. ЛКП на пластике, из которого выполняются бамперы или крылья, также не способен проверить ни один толщиномер.

Дефекты ЛКП

Выявить проблемы помогают косвенные признаки — всевозможные дефекты на лакокрасочном покрытии. Некоторые из них возникают естественным образом, вследствие старения, иные — результат некачественного ремонта и использования плохих материалов. Обычно они возникают от неопытности мастера, неправильной подготовки поверхности и внешних факторов.

Помимо естественных дефектов в виде всевозможных сколов и царапин можно столкнуться с гораздо менее приятными «болячками». Ниже приведем наиболее распространенные из них.

Трещины

Тонкие длинные едва различимые трещины возникают на ЛКП автомобиля из-за плохой подготовки поверхности к окраске, нарушения технологии, неправильного смешивания материалов и чрезмерно большого слоя, а также плохой сушки. Устранить такой дефект обычно можно лишь путем удаления старого покрытия и нанесения нового.


            Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Фото: Shutterstock

Кратеры и воронки на поверхности

Кратеры и воронки возникают на ЛКП сразу после некачественной окраски. Тайна их появлении кроется в силиконовых частицах, входящих в смеси для полировки. Наличие этого дефекта свидетельствует о некачественной подготовке поверхности перед окраской или использовании мыльных средств. Возникает такой дефект и при использовании некачественных материалов. В этом случае также приходится прибегать к полной зачистке и нанесению нового слоя ЛКП.

Плохая адгезия

Если ЛКП отслаивается от поверхности, налицо плохая адгезия. Этот дефект свидетельствует о некачественной подготовке поверхности перед окраской, нарушении технологии окраски, использовании некачественных материалов или наличии окислов под слоем краски. Чтобы справиться с этой проблемой, придется зачистить весь поврежденный участок с запасом и произвести новую окраску.

Пузыри

Пузырение ЛКП происходит обычно при перегреве участка кузова во время сушки. Еще одной причиной является попадание под слой краски влаги или воздуха. Проявляется дефект и при недостаточно качественной сушке нижних слоев ЛКП. «Лечится» проблема полной перекраской элемента или всего автомобиля.

Подтеки

Выявить перекрашенный автомобиль, как правило, можно по подтекам на ЛКП. Они нередко возникают при нанесении слишком большого слоя краски или лака за один проход. Также дефект проявляется при недостаточной сушке нижних слоев и медленном испарении растворителя. Дефектный участок подлежит полировке и перекраске.

Матовость

При некачественной покраске иногда возникает эффект матовой поверхности. Он связан с неравномерным нанесением покрытия и наличием царапин перед покраской. Сгладить поверхность помогают дополнительная шлифовка и повторное окрашивание.

Расслоение

С расслоением ЛКП обычно сталкиваются жители южных регионов. Расслаиваться может даже заводское покрытие. Основные причины этого дефекта — слишком высокая температура воздуха и плохое взаимодействие слоев ЛКП между собой. Устраняется дефект полной перекраской со снятием старого покрытия.

Пыль и мусор

При вторичной окраске в слои ЛКП нередко попадают нежелательные элементы — частички пыли и всевозможного мусора. Причина дефекта — в отсутствии в ремонтной мастерской окрасочной камеры и несоблюдении норм чистоты. Устранить часть таких недочетов помогает полировка.


            Что такое ЛКП автомобиля и как правильно за ним ухаживать

Фото: Shutterstock

Как убрать царапины и сколы с ЛКП

Царапины и сколы возникают в процессе эксплуатации на любом автомобиле. Регулярная мойка не спасает транспортное средство от таких дефектов. С годами на машине появляется многочисленные следы от песчинок и камней, а поверхность ЛКП покрывается микроскопическими царапинами и мутнеет. Справиться с такими повреждениями можно без посторонней помощи.

При наличии небольших сколов на ЛКП достаточно воспользоваться специальными подкрашивающими наборами. Наборы для подкраски предлагаются как самими автопроизводителями, так и сторонними поставщиками. Как правило, это небольшие флакончики с краской нужного оттенка и кисточкой. Очистив и обезжирив скол, нужно залить поврежденный участок базовой краской, а затем, после высыхания, аналогичным образом нанести лак. При образовании очага коррозии на поврежденном участке в обязательном порядке выполняются тщательная очистка и грунтование поверхности. Только в этом случае процесс разрушения ЛКП на поврежденном участке удастся остановить.

Справиться с помутнением краски и неглубокими царапинами можно с помощью абразивных полировальных паст и специальной полировальной машинки. Важно помнить, что при абразивной полировке с поверхности покрытия снимаются микрометры ЛКП — происходит истончение покрытия.

Как защитить ЛКП автомобиля

Защитить поверхность ЛКП от повреждений и дефектов можно несколькими способами. Простейшей мерой защиты является регулярная мойка и полировка кузова. Мойка вымывает агрессивные загрязнения, а полировка заполняет микротрещины защитным веществом, препятствующим попаданию влаги.

К числу наиболее действенных защитных средств специалисты относят следующие:

  • Нанесение неабразивных полиролей и восков.
  • Применение «жидкого стекла» — водно-щелочного раствора с натрием и калием, создающего мощный защитный барьер.
  • Оклейка кузова виниловой пленкой.
  • Использование специальной защитной пленки в местах, наиболее подверженных «пескострую».
  • Установка ветровых дефлекторов на капот и боковые поверхности кузова.
  • Хранение автомобиля в тканевом чехле.

Первостепенное значение в деле сохранности ЛКП автомобиля играет аккуратная эксплуатация транспортного средства и своевременное устранение мелких недочетов на лакокрасочном покрытии.

от elenan27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector