Все о чистке дросселя: нужно ли это делать, и какие могут быть последствия
Чистка дроссельного узла вполне под силу рядовому автомобилисту, но целесообразность этой процедуры находится под большим вопросом. Autonews.ru объясняет, чего следует опасаться
Фото: Shutterstock
Что такое дроссель
Дроссель, или, следуя полному названию, дроссельный узел — это механизм, осуществляющий дозировку воздуха, поступающего в двигатель в соответствии с задаваемым режимом работы. Именно дроссель имеет прямую связь с положением педели газа: механическую — напрямую тросиком, — или электронную, с помощью сервопривода. Обратная связь (информация о фактическом угле открытия) с блоком управления реализована с помощью датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Где находится дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка располагается непосредственно перед впускным коллектором. Как было сказано выше, она является «воротами» для воздуха и, совместно с системой питания (инжектор или карбюратор) задает концентрацию топливовоздушной смеси.
Для чего нужно чистить дроссельную заслонку
Как и любая деталь в автомобиле, дроссельная заслонка со временем загрязняется и изнашивается. Однако любопытная особенность заключается в том, что первый фактор самым непосредственным образом влияет на второй. И, как ни странно, в общем случае это влияние скорее положительное. Подобный «феномен» будет рассмотрен далее, а пока стоит сказать о тревожных симптомах и периодичности проведения процедуры.
Когда нужно чистить дроссельную заслонку
Нижеперечисленное относятся большей частью к самым простым моторам, работа которых не завязана на десятках датчиков и исполнительных механизмов. Тем не менее, классические признаки грязной дроссельной заслонки будут следующие.
- Нестабильный холостой ход.
- Нелинейный отклик на газ. «Зависание» оборотов при отпускании педали, провалы на разгоне.
Фото: Shutterstock
Указанных симптомов может и не наблюдаться, но повышенный расход топлива и снижение динамики также могут быть признаками загрязнения дроссельного узла. Самым правильным способом убедиться в необходимости чистки будет визуальный осмотр узла путем его съема с двигателя. Просто отсоединение патрубка и внешний осмотр на установленном дросселе полноценной диагностикой не является. Нередко основная масса нагара находится изнутри.
Как часто нужно чистить дроссельную заслонку
Регламентированной периодичности для чистки дроссельной заслонки не предусмотрено. Ориентироваться необходимо на пробег, симптоматику и фактическое состояние (количество грязи) внутри корпуса и на самой заслонке.
Количество нагара также является величиной сугубо индивидуальной. Загрязнение дроссельного узла зависит от таких факторов как пробег, изношенность шатунно-поршневой группы, качество масла, режим эксплуатации и множества других слагаемых.
Как почистить дроссельную заслонку: пошаговая инструкция
В большинстве ситуаций осуществить чистку дроссельной заслонки можно самостоятельно и без применения спецоборудования. Для этого необходимо выполнить следующие шаги.
Важно! Далее подробно рассмотрен общий алгоритм и нюансы чистки дроссельного узла. Однако всегда стоит помнить, что данная процедура необходима лишь после тщательного анализа состояния деталей и при учете общего контекста — пробег, симптомы и т.д. В противном случае очистка может обернуться проблемами, нередко решаемыми лишь заменой узла. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Фото: Shutterstock
В чем опасность чистки дроссельной заслонки
Отдельно необходимо сказать про целесообразность чистки дросселя вообще. Дело в том, что конструкция данного узла очень точная. Допуски на зазор между заслонкой и корпусом измеряются десятыми долями миллиметра. Конечно, подобную прецизионность сохранить на протяжении всего срока эксплуатации невозможно. Микрочастицы абразива в поступающем воздушном потоке, даже несмотря на наличие фильтра, год за годом стачивают металл и увеличивают зазор между «пятаком» и корпусом дросселя. Однако наряду с этим проявляется любопытный эффект: микродефекты и растущий год за годом зазор параллельно «замазывается» оседающей там же грязью. Именно поэтому дроссельные узлы, в которые 20-30 лет никто не залезал, зачастую работают совершенно нормально. Ровно до тех пор, пока их не решают «обновить, чтоб блестел как новый».
Фото: Shutterstock
Полностью счистив с такого узла отложения, которые формировались годами, владелец сам освобождает путь для «сквозняка» через открывшиеся тут же зазоры сточенной заслонки. Которые до того успешно компенсировались грязью. После чего обороты начинают плавать, на разгоне проявляются провалы, пропадает нормальная тяга и растет потребление топлива. И, что самое печальное, устранить это уже ничем не удается. Ну, а далее в ход идут всевозможные затирки, замазки, компаунды и прочие ухищрения, призванные вернуть былую герметичность заслонке. Читай — намазать грязь обратно на заслонку.
Чтобы убедиться в не надуманности подобного сценария, достаточно вбить в любой поисковик что-то типа «проблемы после чистки дросселя». В результатах первой же пары страниц выдачи окажутся десятки случаев, когда профилактическое вмешательство в нормально функционирующий узел обернулось множеством проблем. Поэтому, прежде чем устраивать ревизию дросселя из соображения «хуже не будет», нужно очень крепко задуматься — хуже может стать запросто.
Чем чистить дроссельную заслонку
Как отмечалось выше, для очистки дроссельной заслонки лучше всего воспользоваться специальными химическими средствами, в изобилии представленными в автомагазинах. И стараться соблюдать аккуратность, дабы не поцарапать поверхности внутри узла. Также необходимо помнить, что некоторые средства для очистки застарелых загрязнений (особенно дешевые) часто негативно влияют на пластик и РТИ. Поэтому поливать «заодно» каким-нибудь мощным карбклинером все подряд под капотом точно не стоит.
Нужна ли адаптация после чистки дроссельной заслонки
Адаптация дроссельной заслонки — процесс привязки крайних положений электронно-управляемой заслонки к блоку управления двигателем. Проводится после очистки дросселя или установки нового. В первом случае предписанием может являться сброс всех калибровок после отключения дросселя: например, если фишку отсоединили при включенном зажигании. Второй сценарий (замена) рекомендует адаптацию ввиду неодинаковости характеристик узлов. Даже два формально идентичных дросселя могут иметь не идеально совпадающие характеристики: степень износа потенциомера, максимальные углы открытия и т.д. И даже минимальная разница этих параметров будет влиять на работу двигателя, и эту разницу блок управления должен учесть и заложить в память.
Фото: Shutterstock
На самом деле, адаптация дросселя не является строго необходимой процедурой. Через определенное количество километров и/или дней электроника сама «подружится» с заново подключенным дроссельным узлом, прописав себе в память необходимые настройки. Просто адаптация значительно ускоряет этот процесс, дабы владельцу не пришлось нервничать из-за ненадолго повысившегося расхода топлива, нетипичного отклика автомобиля на действия газом или внезапно загоревшегося «Check engine».
Читайте также: