Все о прокачке тормозов: как выполнить самому, и какая последовательность
Замена тормозной жидкости — рядовая процедура техобслуживания, наравне с заменой масла и фильтров. Autonews.ru подготовил подробную инструкцию и рассказал о нюансах
Фото: chanonnat srisura / Shutterstock / FOTODOM
Что такое прокачка тормозов
Прокачка тормозов — это процесс удаления из тормозной системы пузырьков воздуха, наличие которых негативно сказывается на эффективности торможения. Воздух в системе (обычно ее называют контуром) появляется либо ввиду перегрева тормозной жидкости — закипания, либо ввиду завоздушивания при ремонте. Обычно под выражением «прокачать тормоза» подразумевают замену тормозной жидкости по особому алгоритму, исключающему попадание в контур воздуха. Этот алгоритм в подробностях и рассмотрим далее.
Когда нужна прокачка тормозов
Прокачка тормозов, как неотъемлемая процедура замены тормозной жидкости (ТЖ), может понадобиться по следующим причинам.
- Плановая замена. Обычно первый раз на новом автомобиле жидкость меняют через 3, а далее через каждые 2 года.
Довольно частая смена обусловлена свойствами самой «тормозухи» — она очень гигроскопична. Это означает, что жидкость активно впитывает влагу из окружающей среды и теряет заданные свойства. В первую очередь, снижается точка кипения.
- Какие-либо работы, проводимые с разгерметизацией тормозного контура. И, следовательно, неизбежным попаданием туда воздуха при сборке. Это может быть замена суппорта, тормозной трубки или главного тормозного цилиндра.
- Ухудшение работы тормозов. Такое может случиться из-за слишком высокой нагрузки — например, при активном вождении по горной местности. При достижении предельной температуры тормозная жидкость закипает, ввиду чего в суппортах и шлангах образуются пузырьки. Обратно раствориться они уже не могут.
Почему воздух в тормозах опасен
Принцип работы любых гидравлических тормозов основан на ключевом свойстве любой жидкости — несжимаемости. Благодаря чему давление в системе передается без потерь. Образовавшийся в процессе перегрева (или иных причин) воздух уже не может уйти из тормозного контура. А так как воздух может сжиматься, то при нажатии на тормоз он работает своеобразным буфером, забирая на себя часть давления от главного тормозного цилиндра. Соответственно, чтобы достичь прежней эффективности замедления, на педаль нужно нажимать сильнее. А при избытке воздуха достичь нормальной работы бывает и вовсе невозможно.
Как прокачать тормоза на машине: инструкция
Как всегда напомним, что перед началом любых работ нужно свериться с руководством по ремонту. Общий же алгоритм прокачки тормозов выглядит следующим образом.
Фото: VPales / Shutterstock / FOTODOM
Как прокачать тормоза вдвоем
Классический способ предполагает наличие напарника. Последовательность действий такая:
- Обеспечить доступ к прокачным штуцерам тормозных механизмов. Это специальные резьбовые вентили, предназначенные для слива тормозной жидкости из суппортов (или цилиндров барабанов). Параллельно через них же осуществляется удаление пузырьков воздуха, если таковые присутствуют в системе. Удобнее всего просто снять колеса.
- Приготовить инструментарий для прокачки. В самом базовом варианте это ключ под штуцер, трубочка, соответствующая диаметру штуцера, и емкость для слива старой ТЖ.
- Начать прокачку. Человек, сидящий за рулем, нажимает на педаль тормоза и удерживает ее. В это время напарник ослабляет прокачной штуцер с надетой на него трубочкой — достаточно половины или одного целого оборота. Под давлением от педали жидкость по трубочке стекает в тару.
- Как только педаль провалилась достаточно близко к полу, штуцер заворачивается. После чего (не раньше!) оператор за рулем по команде напарника отпускает педаль.
- Далее процесс повторяется. Объем заменяемой тормозной жидкости индивидуален, но обычно лежит в переделах 1-1,5 литров для штатной прокачки и 2-3 литров для полной замены жидкости в системе. Соответственно, данный объем делится на 4 — это и будет ориентировочная мера, сливаемая с каждого из колес.
Важно! В процессе замены/прокачки крайне важно не допускать падения уровня жидкости в бачке ниже минимума — за этим нужно следить и постоянно ее доливать. В противном случае невнимательность чревата попаданием в систему воздуха, и тогда все придется начинать сначала. При этом если воздушный пузырь пошел от бачка дальше по системе, есть высокая вероятность завоздушить блок клапанов АБС. Что может потребовать дополнительных операций, иногда невозможных без специального оборудования.
Как прокачать тормоза одному
Общая логика будет дублировать вышеописанную, с той лишь разницей, что нажимать педаль теперь некому. В случае сервисной станции для замены напарника используется специальное устройство. Вместо штатной крышки расширительного бачка навинчивается крышка нагнетающего устройства, создающего в бачке давление порядка 1 атмосферы. Таким образом, при открытии штуцеров жидкость будет вытекать и без нажатия тормоза. Если подобного устройства нет, в ход идут народные методы — от схожих самодельных устройств с крышками от «ваниша» и колесными ниппелями, до «автоматического нажимателя» тормоза в виде газового упора, установленного между педалью и креслом.
Немаловажным нюансом, вне зависимости от технологии удаления старой жидкости, является последовательность прокачки. Обычно для крестообразной двухконтурной системы тормозов (большинство машин) работа идет от самого дальнего к самому ближнему колесу относительно бачка ТЖ. Тем не менее, даже при X-образной схеме официальное руководство может предписывать иную последовательность — и тогда стоит придерживаться именно ее.
Фото: Velimir Zeland / Shutterstock / FOTODOM
Как прокачать тормоза с АБС
Вопреки широко тиражируемой в Сети легенде, плановая прокачка тормозов с АБС ничем не отличается от таковой без нее. Все разговоры про то, что систему с ABS нужно прокачивать с включенным зажиганием (или еще как-то по-особенному) пошли от самых первых антиблокировочных систем. В некоторых из которых доступ к магистралям задних колес действительно открывался только при включенном зажигании. Однако подобная схема не используется уже несколько десятилетий, а вот гаражные байки ходят по курилкам до сих пор.
Конечно, если речь идет о старом автомобиле, подобные нюансы стоит изучить заранее. Второй случай, когда с блоком АБС нужно «заморачиваться» отдельно — завоздушивание системы сверху, от бачка (см. выше). Или вообще замена самого блока. В такой ситуации действительно требуется выполнить ряд действий, направленных на удаление воздуха отдельно из блока клапанов АБС. Но описывать их в свете сегодняшнего обсуждения нет смысла — для каждой машины алгоритм будет абсолютно разный, вплоть до необходимости подключения дилерского сканера.
Как прокачать тормоза правильно: полезные советы
- Перед прокачкой в сливную тару желательно налить немного тормозной жидкости — так, чтобы конец шланга был в нее погружен. Это необходимо на случай, если напарник случайно отпустит педаль раньше, чем будет закручен штуцер. Тогда обратно в шланг засосет не воздух, а жидкость.
- На старых машинах нередко ломают прокачные штуцеры. Если суппорты давно не обслуживались, а грани штуцера заросли ржавчиной — имеет смысл предварительно их очистить, а затем дать «откиснуть» соединению, обмотав его на несколько часов ветошью с той же тормозной жидкостью.
Читайте также: