Какие шины лучше для зимы: шипованные или не шипованные? Как правильно подобрать размерность? На что обращать внимание при выборе зимних шины? И когда надо переобуваться?
Фото: Pirelli
Важно не просто купить зимние шины, а сделать правильный выбор. Современные модели должны обеспечивать хорошее сцепление на скользком льду, укатанном снегу и мокрой каше. А еще они должны быть тихими на сухом асфальте.
- Когда надо менять шины на зимние
- Виды зимней резины
- Критерии выбора зимней резины
- Как выбрать зимнюю резину: инструкция
- Зимние шины: дорогие или дешевые
- Частые вопросы по выбору зимних шин
Когда надо менять шины на зимние
К приходу зимы водители должны подготовиться заранее, а не ждать пока придет «день жестянщика». Поздно вспоминать про зимние шины в тот момент, когда на улице уже идет снег, а дороги покрылись тонкой коркой льда. Поэтому в середине осени водители должны внимательно следить за прогнозами погоды. Эксперты рекомендуют менять летние шины на зимние в тот момент, когда среднесуточная температура воздуха стала ниже +5-7 градусов.
Однако это лишь общая рекомендация. Если прогноз погоды говорит, что в ближайшие три дня придет зима и выпадет снег, то совсем не обязательно ждать, пока температура воздуха опустится до +5-7 градусов. К тому же есть некоторые шины класса UHP (Сверхвысокопроизводительные шины), которые не переносят эксплуатации уже при температуре +5 градусов. Их следует менять еще раньше.
Виды зимней резины
В продаже можно встретить несколько типов зимних шин, которые отличаются друг от друга по составу резины, климатическому предназначению, наличию или отсутствию шипов.
Шипы
Самым популярным типом зимних шин в России являются шипованные. Главной особенностью таких покрышек является наличие металлических шипов — на гражданских шинах они торчат примерно на 1,2 мм (плюс-минус 0,3 мм), хотя бывают и гоночные модели, которые имеют шип длиной 2-4 мм (но такие шины нельзя использовать на дорогах общего пользования).
Благодаря наличию шипов, которые вгрызаются в лед и укатанный снег, автомобиль с шипованными шинами обладает отличным сцеплением на скользком покрытии, что позволяет сохранить контроль над машиной даже на высокой скорости.
Ранее считалось, что шипованные шины шумят гораздо сильнее, чем нешипованные. Однако технологии не стоят на месте — за последние 20 лет шипованные шины сделали гигантский скачок вперед. И модели последнего поколения по своему акустическому комфорту вплотную приблизились к нешипованным шинам.
Так, «тихой» шипованной шиной можно назвать модели Pirelli Ice Zero 2 и Scorpion Ice Zero 2 (последние были разработаны специально для кроссоверов и внедорожников). Тишина этих шин достигается за счет использоваться современных сортов резины, использования технологии шипа с двойным сердечником и специальной матрицей расположения шипов, что минимизирует акустический резонанс. Двойной шип имеет широкую основу, которая оптимизирует нагрузку, а благодаря конструкции максимально снижена его подвижность. А еще шип оснащен удлиненным двойным сердечником из карбида вольфрама, что повышает его ударопрочность и сопротивление шины во время движения.
Pirelli Ice Zero 2 (Фото: Pirelli)
«Липучка»
Официального термина «липучка» не существует — это не более, чем народное название нешипованных или фрикционных шин.
При этом есть два типа таких покрышек: скандинавский и европейский тип. Зимние шины европейского типа предназначены для эксплуатации в условиях относительно теплой зимы, когда выпавший снег тает быстро (или дороги чистят до асфальта). Шин европейского типа в настоящий момент в России немного, и в основном они попадают к нам обходными путями из-за рубежа.
А вот шины скандинавского типа созданы для эксплуатации в условиях снежной зимы, когда на дорогах много снега и льда. Такие шины отличаются более «мягким» протектором, благодаря чему шина буквально «прилипает» к снегу или льду цепляясь за малейшие неровности — собственно, отсюда и народное название «липучка».
Интересно, что современные фрикционные шины скандинавского типа по своим характеристикам вплотную приблизились к шипованным покрышкам даже на льду и плотном снегу. Поэтому такой тип шин можно смело покупать при эксплуатации автомобиля в городе — особенно если для очистки дорог используются реагенты.
При этом нешипованные шины как правило тише шипованных. Особенно если речь идет об инновационных моделях, которые были созданы с использованием всех разработок ведущих инженеров. Такой шиной является, например, модель Pirelli Ice Zero FR. Она обладает направленным рисунком протектора, что обеспечивает сцепление на любой поверхности, а продольные боковые канавки быстро удаляют водную пленку, которая образуется на ледяной поверхности. Также высокая частота ламелей в центральной части позволяет эффективно задерживать снег и улучшает сцепление.
Pirelli Ice Zero FR (Фото: Pirelli)
Какой тип выбрать
Современные шипованные и фрикционные шины премиальных брендов прекрасно ведут себя как на льду, так и на снежном покрытии. Мало того, даже на сухом асфальте они похожи по характеристикам.
И все же если вы часто ездите по загородным дорогам или живете в городе, где дороги не убираются при помощи реагентов, то имеет смысл остановить выбор на шипованных покрышках. Если же вы городской житель (и в вашем мегаполисе постоянно используют реагенты), то можно купить и нешипованные колеса.
Подробнее о том, какой тип шин лучше выбрать для вашей машины — в материале «Что выбрать: шипы или липучку? В ГИБДД дали водителям совет».
Критерии выбора зимней резины
Для начала нужно решить шипованные или фрикционные шины покупать (тут многое зависит от условий эксплуатации). Затем требуется выбрать нужный типоразмер, индекс нагрузок и скорости.
Все эти параметры есть в инструкции к автомобилю, а также на табличках, которые находятся на крышке топливного бака, в бардачке, на центральной стойке или под капотом (зависит от конкретной модели автомобиля).
Например, надпись 235/55 R19 105R XL включает все главные характеристики, необходимые для подбора правильной шины. Подробнее — в материале «Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки».
Ширина протектора
Ширину протектора обозначает первая цифра — в нашем случае 235. Ширина обозначается в миллиметрах.
Высота профиля
Вторая цифра в индексе — это высота шины. Она обозначается в процентах от ширины (в нашем случае 235 умножаем на 0,55 и получаем 129,25 мм).
Посадочный размер колеса и конструкция шины
R19 обозначает не то, что это «радиус 19». Посадочный размер диска для такой шины действительно будет 19 дюймов. Однако буква R — это вовсе не «радиус». Буква R говорит нам, что шина имеет радиальную конструкцию (слои корда расположены по радиусу или поперек колеса). Теоретически есть и диагональные шины (нити корда перекрещиваются по диагонали). Но они на легковых автомобилях уже давно не встречаются. Их можно увидеть только на специальной и строительной технике или у мотоциклов.
Фото: Patrick Pleul / DPA / Global Look Press
Индекс грузоподъемности, скорости и прочее
Еще нужно обращать внимание на индекс грузоподъемности (важно если у вас большой тяжелый внедорожник). В шине с обозначением 235/55 R19 105R XL — число 105 как раз обозначает нагрузку на каждую шину. Для легковых автомобилей индекс грузоподъемности обычно от 62 (265 кг на каждое колесо) до 125 (1650 кг на каждое колесо).
Важно посмотреть и на индекс скорости — до какого предела с такой шиной можно безопасно разгоняться. Индекс скорости обозначается латинской буковой (в примере 235/55 R19 105R XL — это буква R, которая идет сразу же за 105). Современные зимние шины имеют индекс скорости как правило от R (то есть от 170 км/ч) и выше.
Еще на шине можно иногда увидеть буквы XL. Они говорят, что шина способна работать с увеличенной нагрузкой, так как ее конструкция усилена проволочным каркасом.
Производитель
Помимо размерности и типа зимней шины важно определиться и с производителем. В 2022 и 2023 годах многие популярные шинные компании покинули российский рынок. Им на смену стали приходить малоизвестные бренды из Китая. Однако к таким шинам нужно относиться с большой осторожностью — их качество и характеристики вызывают много вопросов.
Поэтому выбирать рекомендуется продукцию известных мировых производителей, которые продолжают работать на российском рынке. И в случае с зимними шинами лучше всего если это будут инновационные модели, которые разработаны в последние годы. В таких шинах используются все самые последние достижения инженеров, они как правило лучше ведут себя на скользком покрытии и имеют наименьший тормозной путь. Да и ресурс у таких шин обычно выше — опыт показывает, что чем новее модель шин, тем лучше у нее держатся шипы.
Какой должна быть гарантия
Еще один фактор, на который нужно обращать внимание при выборе зимней резины — гарантия производителя. Некоторые серьезные компании помимо стандартных условий предоставляют еще и расширенную гарантию. Она позволяет отремонтировать или получить новую шину в случае повреждения колеса на дороге. То есть защита есть даже от случайного прокола или разрыва.
Такие гарантийные программы обычно имеют имена собственные. Например, у Pirelli она называется Tyrelife. Гарантия Tyrelife предоставляется на один год при покупке как минимум двух шин марки Pirelli. Однако от автовладельца потребуется зарегистрироваться в программе — это сделать не сложно.
Кстати, подобные гарантийные программы от производителей есть не только у производителей премиальных шин, но и у брендов средней ценовой категории. Например, шины марки Formula также имеют расширенную гарантию сроком на 1 год: если остаточная глубина протектора для летних шин более 1,6 мм, а для зимних более 4 мм, то при проколе или повреждении покрышки можно получить новую абсолютно бесплатно.
Фото: Pirelli
Как выбрать зимнюю резину: инструкция
Зимние шины: дорогие или дешевые
Лучше покупать премиальные зимние шины — именно они обычно и выигрывают во всевозможных шинных тестах. Причем, рекомендуется брать модели последнего поколения. Они могут быть чуть дороже, но такие шины имеют минимальный тормозной путь, лучшее сцепление на всех типах покрытия и так далее.
Разумеется, премиальные шины стоят немало, ведь при их разработке использовались самые инновационные технологии. Но если хотите сэкономить, то обратите внимание на шины средней ценовой категории — такая линейка покрышек есть у всех производителей. Например, у Pirelli в России помимо самих шин этой торговой марки есть и другой бренд — Formula. Под ним выпускаются качественные покрышки, которые также прекрасно ведут себя на снегу и льду.
А вот самых дешевых шин неизвестных производителей лучше избегать.
Частые вопросы по выбору зимних шин
Экспертом в нашем материале выступил менеджер по обучению и техническому маркетингу компании Pirelli Георгий Божедомов.
Когда покупать зимнюю резину?
«Лучше всего покупать зимние шины, не дожидаясь наступления холодов и первого снега. Если прогноз погоды говорит, что температура воздуха по ночам приближается к нулю, то имеет смысл менять летние шины на зимние. Если у вас есть старые зимние шины, то обязательно заранее проверьте остаточную глубину протектора и наличие шипов — если остаточная глубина менее 4 мм или шипы выпадают, то надо покупать новый комплект. К тому же у дилеров в межсезонье можно найти привлекательные скидки», — рассказал Autonews.ru Георгий Божедомов из компании Pirelli.
Как выбрать зимнюю резину б/у?
«Я рекомендую покупать только новые зимние шины. Подержанные колеса могут иметь недостатки, они чаще всего уже сильно изношены и имеют сложности с балансировкой. Могут быть и скрытые повреждения, которые нельзя обнаружить невооруженным взглядом. Если выбирать между подержанными премиальными шинами и новыми средней ценовой категории, то мой выбор — это новые», — уверен Георгий Божедомов.
Как отличить зимнюю резину от летней?
«Проще всего отличить шины по рисунку протектора. Летние шины предназначены для движения по сухому и мокрому асфальту. А вот зимние шины созданы для эксплуатации на льду и снегу. Зимние шины имеют ламели, а большое количество разрезов в протекторе позволяет им лучше цепляться за снег и лед. Ну, а если шина имеет шипы, то она, конечно, зимняя. На летние шипы не ставят. Помните, что каждая зимняя шина обязана маркироваться на боковине «тремя горными пиками и снежинкой», — пояснил Георгий Божедомов.
Какую зимнюю резину выбрать на кроссовер?
«Все крупные производители шин сейчас предлагают модели, которые созданы для кроссоверов и внедорожников. Они отличаются усиленной конструкцией, а при их разработке инженеры учитывали вес автомобиля, оказываемое им давление на шину и то, что автомобиль будет выезжать на бездорожье. Как правило шины для кроссоверов и внедорожников имеют особые названия. Например, у Pirelli есть модели серии Ice Zero 2 для легковых моделей, а шины для SUV называются Scorpion Ice Zero 2», — рассказал Георгий Божедомов.
Pirelli Scorpion Ice Zero 2 (Фото: Pirelli)
Как продлить срок службы зимних шин?
Есть несколько советов, как продлить жизнь шин.
Реклама. ООО «САМ-МБ». https://koleso.ru/
143900, Московская область, город Балашиха, шоссе Энтузиастов, дом 84, помещение, ОГРН 1045000719961
Читайте также: