Автомобильные дилеры объяснили заполненные новыми машинами склады, которые ранее обнаружил Autonews.ru. Запасы предназначены для регионов и хватит их всего на месяц, если распродавать по более низким ценам, чем сейчас
Фото: Autonews.ru Самые популярные автомобили в Китае. На чем ездят жители Поднебесной Угоны 8 июня Какие машины начали угонять чаще всего. Рейтинг Автопроизводство 13 июня «Добавили еще 100 тысяч отступных»: Volkswagen ждут массовые сокращения Эпоха 8 июня Бывшие суперзвезды российского рынка. Что с ними теперь?
Автомобильные дилеры и эксперты объяснили заполненные новыми машинами склады и логистические центры, которые ранее обнаружил Autonews.ru. Так, на логистических терминалах Подмосковья, по подсчетам издания, находятся около 30 тыс. автомобилей различных марок. В частности, нашлись большие партии Kia калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely, Mercedes-Benz, Hyundai.
Как пояснили дилеры, это не означает, что дефицита на автомобили в России не существует: часть из них находится в резерве, а часть вообще отгружать запретили некоторые импортеры. Разбираемся, есть ли повышенный спрос на автомобили и почему на них не снижают цены вслед за укреплением рубля.
Дефицит из-за перебоев с поставками
Как заверили Autonews.ru в Российской ассоциации дилеров (РОАД), дефицит в России сохраняется у многих брендов.
«Производство стоит или работает с перебоями, поставок официальных нет, поэтому и дефицит продолжает существовать», — сказали в РОАД.
Там обратили внимание, что на складах могут находиться как машины из резерва под корпоративные заказы, либо менее популярные модели.
«На складах импортеров могут храниться автомобили для всех регионов, а не только Подмосковья. В целом, объем порядка 30 тыс. автомобилей это минимальный объем продаж одного месяца в сегодняшней ситуации. Поэтому говорить о глобальном затоваривании складов нет реальных причин», — заключили в пресс-службе РОАД.
Запрет на отгрузку и растягивание срока продаж
О том, что часть моделей просто не отгружают дилерам из-за прямых запретов, рассказал генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.
«Предположу, что ситуация с брендами, которые упоминаются в материале, разная. У кого-то из импортеров есть прямой запрет на отгрузку автомобилей дилерам, кто-то растягивает продажи складских запасов, — рассуждает Терлюкевич. — А кто-то поднял цены в марте и, несмотря на затоваривание и падение спроса, отказывается их снижать».
Есть в текущей ситуации, по словам эксперта, и политическая составляющая.
«Иностранные участники рынка, в том числе китайские марки, испытывают колоссальное давление вне России. Любое дополнительное внимание к ним, вызванное ростом доли рынка или повышенной активностью, не принесет пользы», — сказал участник отрасли.
По словам эксперта, продажи на российском авторынке сейчас стоят. Ограничение в спросе он объяснил неуверенностью потребителя в завтрашнем дне, высокими ставками по кредитам и ценами, которые обусловлены «конечностью автомобилей и/или аппетитами импортеров».
«Дилеры в текущей ситуации — пострадавшие. Для работы нужны обороты, то есть автомобили. А альтернативы импортерам нет. Покупаем сколько дают, продаем сколько можем. Параллельный импорт есть только на словах и никакого объема «в текущей редакции» он не дает. Про конкуренцию официальным поставкам речи вообще не идет. Ситуация на авторынке патовая и игнорирование проблем отрасли лишь ее усугубляет», — считает Терлюкевич.
Как опасается участник отрасли, с объемом рынка в 250-300 тыс. автомобилей в год и глобальным дефицитом в мире (с объемом 10-12 млн единиц в год), российский рынок перестанет быть интересным для автокомпаний.
Топовые и востребованные автомобили подходят к концу
На некоторых складах могут стоять не готовые к отгрузке автомобили, а машинокомплекты, заявил Autonews.ru генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский.
«Есть и второй вариант, как в случае с Mercedes-Benz — корпоративное недопонимание внутри всей цепочки производства. Думаю, эта ситуация разрешится в течение нескольких месяцев. Что касается нас, то пока все бренды в портфеле ГК Автодом есть в наличии в дилерских центрах. Например, на наших стоках более 150 автомобилей BMW», — сказал Ольховский.
Представитель дилерского сообщества отметил, что сейчас клиентский трафик в дилерских центрах небольшой: те, кто хотел купить автомобиль, сделали это на пике спроса или в начале года, до осложнения общей ситуации. Кроме того, в летний период происходит традиционное снижение спроса из-за отпусков.
«Клиентское ожидание снижения цен на автомобили серьезно тормозит спрос. При этом дефицит автомобилей сейчас ощущается достаточно остро. Самые топовые и востребованные модели, которые были в свободной продаже, подходят к концу. Есть еще автомобили, которые дилеры не выставляют в шоу-румы, ожидая что в будущем смогут продать их выгоднее. Но я не думаю, что это значимые объемы. В целом, складских запасов хватит до конца года», — оценил Ольховский.
30 тысяч машин для всей России
«Склады и запас автомобилей, который на нем сосредоточен, принадлежит не «Авилону», а импортерам. Например, Mercedes и Geely», — объяснил в беседе с Autonews.ru заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ Авилон Алексей Стариков.
«Существует транспортный узел — таможенный терминал, куда как раз поступают все автомобили от разных импортеров. Этот запас предназначен для всей дилерской сети России. Затем импортеры, в зависимости от своих планов, отгружают автомобили с этого склада дилерам, распределяя их по всей стране, по различным регионам», — сказал эксперт.
Цель — сохранить маржу при меньших объемах продаж
О том, что у части дилеров действительно есть неплохие запасы автомобилей, Autonews.ru рассказал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
«Автомобили еще есть, но ситуация у всех дилеров разная. У кого-то машин мало, у кого-то побольше. И что в этих условиях делают дилеры? Зарабатывают на том, что есть. Условно, продавал он десять машин с маржей 200 тыс. руб. А сейчас он продает две машины с маржей в миллион. То есть, к примеру, с объемами продаж в пять раз меньше дилеры пытаются покрыть все расходы на свою деятельность, которые никак не сократились», — объяснил Целиков.
Целиков признался, что для него загадка, как идет процесс распределения автомобилей из этих складов по дилерам.
«Предположу, что кто-то часть партий застолбил и они ждут отгрузки, а кто-то вообще из-за юридических ограничений и санкций не может отгрузить машины дилерам с этих площадок. Все дилеры, с которыми я общаюсь, говорят, что не видят смысла снижать цены и увеличивать объемы продаж, ведь им нужно выживать. Они тянут время, чтобы дождаться понимания, что будет к концу года», — пояснил Целиков.
По словам эксперта, если распродать расположенные 30 тыс. автомобилей в обычном режиме, они, разойдутся за месяц. Продавцы в таком случае останутся с пустыми салонами. Большинство — до конца года.
«Поэтому дилеры, чтобы окупить расходы продают машины постепенно. В целом, сейчас найти нужную машину можно, вопрос цены. Если чего-то не получается найти, стоит расширять границы, изучать другие варианта. И если машина нужна сейчас, лучше ее покупать, потому что лучше точно не будет. Разве что параллельный импорт сможет хоть как-то наполнить рынок», — заключил Целиков.
В свою очередь автомобильный эксперт Олег Мосеев заявил, что дилеры не рассчитывают, что до конца года начнутся поставки автомобилей корейских, европейских и японских брендов. По этой причине дилеры и стараются растянуть продажи до конца года.
«Большинство автобрендов установило планку — ждем до конца года. И дальше будут принимать следующие решения. Сейчас у дилеров на складах, в зависимости от бренда и дилера, осталось машин на 1-3 месяца. Плюс, есть месячные продажи на этих стоках. Поэтому крики о том, что в России есть тысячи невостребованных машин — неоправданны», — заявил Мосеев.
Говоря о высоких ценах, по которым не все клиенты готовы покупать автомобили, эксперт напомнил о правилах рыночной экономики.
«Баланс между спросом и предложением находится на той отметке, где люди готовы покупать автомобили по текущим ценам. Продаваемый сейчас объем обеспечивает выплату кредитов, содержание сотрудников и перестройку под новые форматы. Если бы по этим ценам машины никто не покупал, то они пошли бы вниз. В марте действительно мы наблюдали заградительные цены, но сейчас они пошли вниз. Да, есть странные предложения, например, Gelandewagen за 40-45 млн руб. Но и их, думаю, могут купить», — считает Мосеев.
По словам Мосеева, рынок в ближайшее время будут наполнять только АвтоВАЗ и китайские бренды.
«На рынке будет больше автомобилей китайских брендов. Да, цены на них сейчас завышены, но меньше, чем на европейские автомобили. Есть Lada Granta. Можно выбрать. А если острой потребности в машине нет, то можно пока не покупать. Есть небольшой ручеек поставок от корейских брендов. Но они идут только со складов, которые и сфотографировали. Дилерам грузят их по чуть-чуть, чтобы у них не стояли пустые шоу-румы», — заключил Мосеев.
- Десятки тысяч новых машин, которые никому не нужны. Репортаж со складов
- Китайские машины готовятся к наступлению. Репортаж с завода Haval в Туле
- Водителей разворачивают на границе: почему из России сейчас не выехать