Французская техника, иранский дизайн и новый амбициозный кроссовер. Чего ждать от второго пришествия IKCO на наш рынок


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

Фото: IKCO Сквозное движение: как не получить обидный штраф Эпоха 4 августа «Золото партии». Советские машины на элитных западных аукционах Технологии 28 июля Как работает подписка на автомобильные опции. Примеры с ценами ГИБДД 2 августа «Шок» и «Бахус»: разбираемся во всех спецоперациях ГИБДД

Прогнозы, которые мы озвучивали еще в первые недели нынешнего кризиса, сбываются. Вслед за россыпью новых китайских брендов в Россию устремился производитель из страны, живущей под санкциями уже 40 лет. Глава компании Iran Khodro Мехди Хатиби заявил, что переговоры с российской стороной проведены, а поставки автомобилей должны начаться уже в 2022 году. Что же такое Iran Khodro?

История у компании богатая. Основали ее аж 60 лет назад, в 1962 году, и над названием особо не заморачивались. До 1979-го производитель существовал как Iran National, а затем был переименован в Iran Khodro, где khodro — это просто «автомобиль» в переводе с персидского. Существует вариант написания IKCO, обозначающий именно автомобильное подразделение концерна. Потому как есть еще IPCO (двигатели и трансмиссии), ISACO (запчасти), IRICO (железнодорожный транспорт) и так далее.

Компания огромная и по праву называет себя крупнейшей на Ближнем Востоке. Согласно официальным данным, производственные мощности шести площадок IKCO превышают миллион автомобилей в год — это больше, чем у АвтоВАЗа, причем головной завод в Тегеране способен выпускать до 700 тыс. машин. Однако полностью самостоятельных разработок у Iran Khodro до сих пор нет.

Первым автомобилем, который начали собирать в Тегеране, стал Paykan — лицензионный Hillman Hunter от забытой британской группы Rootes. Непритязательный седанчик совершил революцию в Иране, позволив жителям пересесть на четыре колеса. Paykan продержался в производстве с 1966 по 2005 (!) год, причем даже под конец карьеры на него сохранялись двухлетние очереди. Всего было выпущено почти 1,5 млн таких машин.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

IKCO Paykan (Фото: IKCO)

В начале 90-х в Iran Khodro появились французы из Peugeot. Шаг получился символичным, ведь та самая группа Rootes еще в 1978 году отошла как раз концерну PSA, а седан Peugeot 405, помимо прочего, выпускался на заводе в британском Райтоне. Наладили сборку «четыреста пятых» и в Иране — причем она продолжается по сей день.

Впоследствии на конвейерах Iran Khodro обжились седан и хетчбэк Peugeot 206, а также появились собственные разновидности французских машин. Например, под названием Peugeot 207i там выпускается тот же «двести шестой», только с более современной внешностью, а Peugeot Pars — это «пожилой» 405 после рестайлинга. Наконец, есть в линейке и почти современный продукт — кроссовер Peugeot 2008 прошлого поколения.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

Peugeot Pars (Фото: IKCO)

Производство полностью локализовано, включая двигатели и трансмиссии. В основном используются старые французские моторы TU5 и XU7 объемом 1,6 и 1,8 л соответственно, хотя в 2008 году Iran Khodro представил собственную линейку двигателей под названием EF, разработанную совместно с немецкой компанией FEV.

Разновидностей этих моторов много: бензиновые и дизельные, объемом от 1,4 до 1,6 л, даже турбированные, развивают они от 100 до 163 л.с., укладываются в нормы Евро-5, а большинство бензиновых моделей приучены и к работе на природном газе.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

Haima S7 (Фото: IKCO)

Помимо лицензионных Peugeot, иранцы освоили и сборку «китайцев» — кроссоверов Haima S5 и S7, а также старенького хетчбэка Dongfeng H30 Cross, который некоторое время продавался и в России. Но самое интересное для нас — модели под собственным брендом Iran Khodro, одна из которых знакома отечественным автолюбителям со стажем.

Речь идет о седане Samand: он присутствовал на российском рынке с 2006 по 2009 год, но популярности так и не снискал. Подвели эту машину никудышное качество сборки, относительно высокие цены и ржавеющий кузов — дела обстояли даже хуже, чем у китайской продукции тех лет. Но Samand до сих пор в строю, и не исключено, что иранцы снова попытаются его продавать у нас. Для ориентира: на родине Samand стоит $6–8 тыс., то есть 350–500 тыс. руб. по текущему курсу.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

IKCO Samand SE (Фото: IKCO)

Несмотря на оригинальный дизайн, технически это вариация на тему все того же бессмертного Peugeot 405. Причем выпускается Samand параллельно с собственным наследником — седаном Soren, представленным еще в 2007 году. По сути «Сорен» является не слишком глубоким рестайлингом «Саманда». Планировалось, что он сменит предка на конвейере, но что-то пошло не так.

Самое забавное, что в 2015 году IKCO представил еще и модель Dena, которая является… Правильно, еще одним рестайлингом «Саманда»! С ходу родство можно и не заподозрить, но форма кузова все-таки выдает генеалогию. Понимая это, иранцы соорудили еще одну версию — Dena+ с измененными боковыми панелями.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

IKCO Dena+ (Фото: IKCO)

Итак, загибайте пальцы: Peugeot 405, Peugeot Pars, Samand, Soren, Dena, Dena+ — целых шесть автомобилей, построенных на одной и той же базе из середины восьмидесятых. Что-то неуловимо напоминает, не правда ли? 2108, 2110, Priora, Kalina, Granta… Справедливости ради надо сказать, что АвтоВАЗ хотя бы сконструировал платформу самостоятельно, но параллели все равно интересные.

Мало того, есть у иранцев и легковой пикап Arisun с кузовными панелями от Peugeot 405, натянутыми на… агрегаты от Paykan! Да-да, того самого, из шестидесятых.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

IKCO Arisun (Фото: IKCO)

Но не все в Иране настолько архаично. Например, там выпускается IKCO Runna — это слегка перелицованный седан Peugeot 206, который был весьма популярен в России. Конструкции не стукнуло еще и 25 лет! Есть и совсем новье — IKCO Tara, то есть переделанный «бюджетник» Peugeot 301/Citroen C-Elysee. Исходник представили всего-то в 2012 году, а с 2021-го доступ к нему получили и иранцы. Правда, заплатить за такую роскошь придется немало — 800 млн риалов, то есть около $19 тыc. или 1,2 млн руб.

Наконец, скоро у Iran Khodro должен появиться первый собственный кроссовер по имени Rira. Информации о нем мало: старт производства намечен на 2023 год, а местной публике показали лишь предсерийный прототип. Несмотря на оформление передней части в стиле Hyundai Santa Fe, обводы кузова намекают на тесное родство с Peugeot 2008, да и платформа заявлена все та же — французская PF1, которую иранцы переименовали в IKP1 и называют собственной разработкой.


            В Россию возвращаются машины из Ирана. Что нужно знать про Iran Khodro

IKCO Tara (Фото: IKCO)

Простим им такое лукавство и отметим, что как минимум над салоном они действительно потрудились: сквозь стекла прототипа видна оригинальная архитектура со сдвоенными цифровыми дисплеями, вообще непохожая на Peugeot или Citroen. Руководство Iran Khodro заявляет, что Rira создается с большим прицелом на экспорт, так что кроссовер можно смело ожидать в России — возможно, уже в 2023 году.

от elenan27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector