Водитель пожаловался на два полученные за 18 секунд штрафа ГИБДД с камер
Автомобилист получил два быстрых штрафа: за 18 секунд камеры сфотографировали его два раза за превышение скорости. Как близко могут стоять комплексы и насколько законны такие экспресс-фиксации — объяснили эксперты
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Закон и ПДД 14 октября 2022 На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
На два полученных подряд штрафа ГИБДД с камер пожаловался автомобилист в Autonews.ru: его возмутило, что обе фиксации были сделаны всего за 18 секунд. При этом водитель признал, что действительно оба раза ехал с превышением скорости. Согласно постановлениям (есть в распоряжении редакции), первое нарушение камера сфотографировала 23 июля 2023 года в 08 ч. 08 мин. 29 сек. в Москве на ш. Энтузиастов, 38: водитель на Volkswagen Tuareg ехал со скоростью 82 км/ч при разрешенных 60 км/час. Следующая фиксация аналогичного нарушения произошла уже в районе следующего дома — в 08 ч. 08 мин. 47 сек. на ш. Энтузиастов, 40, стр. 1 — то есть через 18 сек. после первого штрафа. Таким образом, водитель получил два постановления по 500 руб. «Неужели штрафы теперь будут прилетать с соседних домов, сколько же их будет? Это вообще законно? Как близко могут стоять эти камеры», — возмутился автомобилист.
Как близко могут стоять камеры для фиксации нарушений ГИБДД
С запросом о том, как близко на самом деле могут стоять друг к другу дорожные комплексы и как часто фиксировать как одинаковые, так и разные нарушения ПДД, Autonews.ru обратился в Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД). Там сообщили, что комплексы на шоссе Энтузиастов установлены с соблюдением всех норм КОАП и стандартов. Расстояние между ними — 400 метров. Также там объяснили, что превышение скорости — это не длящееся нарушение, следовательно, постановления действительно могут приходить при каждой фиксации.
«Превышение скорости — это не длящееся нарушение (как, например, остановка под знаком «Остановка запрещена»). Водитель может мгновенно снизить скорость и прекратить нарушать ПДД. Нарушения скоростного режима напрямую влияют на безопасность движения и фиксируются каждой камерой на маршруте следования автомобиля», — сказали в ЦОДД.
Поскольку в ЦОДД не рассказали, как же близко могут висеть комплексы, Autonews.ru обратился в Минтранс России. Там в ответ на запрос сообщили, что в настоящее время расстояние между камерами, фиксирующими одно и то же нарушение ПДД российским законодательством не регламентировано.
Вместе с тем там отметили, что требования к установке камер, в том числе минимальное расстояние между ними, установлены Методикой определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, утвержденной проектным комитетом национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019 году. Данная методика носит рекомендательный характер.
«В соответствии с ней при фиксации на участках дорог и улиц одних и тех же видов нарушений ПДД зоны контроля камер фиксации рекомендуется размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга», — сообщили в Минтрансе.
Фото: Shutterstock
Согласно документу, это расстояние можно легко менять. «Указанные расстояния могут быть сокращены в зависимости от расположения мест концентрации ДТП и потенциальных аварийно-опасных участков дороги», — говорится в методике.
В Минтрансе напомнили, что в рамках Федерального закона от 29 мая 2023 г. № 197-ФЗ актом Правительства будет утвержден единый порядок размещения средств фиксации на автомобильных дорогах Российской Федерации. Этот документ вступит в силу 1 сентября 2024 года и станет основополагающим для всего направления фото-видеофиксации нарушений ПДД.
При этом в документе также не указаны конкретные цифры и допустимые расстояния для установки стационарных дорожных камер. Там лишь, в частности, прописано, что стационарные средства фиксации, передвижные средства фиксации устанавливаются только:
а) на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств;
б) на аварийно-опасных участках дорог;
в) на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошло два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
г) на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
д) в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;
е) на пешеходных переходах;
ж) в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
з) на перекрестках;
и) в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Примечательно, что в 2021 году в пресс-службе ассоциации производителей комплексов «Око» Autonews.ru рассказывали о некой методике Минтранса от 2019 года, согласно которой минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации вне населенных пунктов составляет 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров.
Фото: Autonews.ru
Однако в своем ответе Минтранс этой информации не подтвердил.
Можно ли отменить два быстрых штрафа ГИБДД
По словам ведущего специалиста Европейской юридической службы Ореста Мацалы, у водителей есть шансы отменить «слишком быстро» и подряд оформленные с помощью камер штрафы ГИБДД. В частности, такие пояснения давал Верховный суд. Кроме того, есть и свежие прецеденты из судебной практики.
«Ссылка на методику Минтранса, как на серьезный аргумент в судебной практике по оспариванию «быстрых» штрафов не встречается. Суды прибегают к другому документу — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20», — отметил Мацала.
Согласно документу, при оспаривании автомобилистом административного штрафа за нарушение ПДД, суды должны учитывать, что у водителя могло просто не быть возможности прекратить противоправное действие в связи с организацией дорожного движения на конкретном участке дороги.
К примеру, частота размещения дорожных камер могла не позволить водителю после первой фиксации снизить скорость движения без создания аварийной ситуации. Либо, к примеру, покинуть полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств, без пересечения дорожной разметки 1.1.
«Верховный суд России прямо указывает, что слишком частое расположение камер может говорить об отсутствии вины водителя во втором из двух штрафов. Более того, считаю, что при столь близком размещении камер фиксации эти два штрафа были выписаны по одному и тому же нарушению, что законом не допускается. В КоАП прямо указано, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение», — сказал Мацала.
Также он привел положительный для водителей свежий прецедент: решение Пушкинского городского суда Московской области от 11.05.2023 N 12-129/2023. В данном случае водитель двигался по дороге с превышением скорости и его также сфотографировали две камеры. В 19:09:56 часов водитель двигался со скоростью 118 км/ч, через короткий промежуток времени в 19:10:28 часов, водитель двигался со скоростью 114 км/ч, то есть снижая скорость.
Как отметил юрист, при рассмотрении дела суд применил два вышеуказанных аргумента о слишком близком размещении камер и о том, что это двойное наказание за одно и то же нарушение и второй штраф отменили.
Фото: Shutterstock
В свою очередь эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман, рассматривая конкретный пример от автомобилиста, отметил, что водитель с момента первого нарушения до совершения второго проехал около 400 м.
«С точки зрения физики и права — это независимые события, скорости в настолько удаленных точках друг от друга не зависят», — считает Шухман.
Также отметил, что, согласно ГОСТ Р 57145-2016, зоны контроля однотипных нарушений не должны пересекаться.
Он рассказал, что известно о существовании неких непубличных рекомендаций Минтранса по размещению комплексов, но точные расстояния он назвать не смог. Эксперт предположил, что после вступления в силу нового закона о порядке размещения дорожных камер участники отрасли все-таки должны будут определиться с конкретными расстояниями для размещения дорожных камер.