Эксперты рассказали о сложностях с перезапуском Lada Largus
Серийное производство популярной модели Lada Largus в 2023 году не возобновится: получится ли у АвтоВАЗа вернуть модель на рынок в прежних объемах
Фото: АвтоВАЗ Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо
АвтоВАЗ объявил о возобновлении производства модели Lada Largus. В компании подчеркивают, что это сделано с опережением плана — сборка должна была стартовать только осенью 2023 года. Но есть важная деталь: в 2023 году построят лишь партию из 650 машин, после чего выпуск вновь будет прекращен. Полноценный перезапуск обещают в 2024 году, но эксперты опасаются, что и этого может не произойти. Разбираемся, какие сложности ждет АвтоВАЗ при попытках вернуть модель на рынок.
Официальная версия изменения планов
С начала 2023 года руководство АвтоВАЗа настаивало на том, что Largus вернется на конвейер осенью 2023 года. В отличие от низколокализованной модели Lada X-Ray, которую было решено полностью снять с производства, Largus планировалось локализовать в России или заменить недостающие европейские комплектующими деталями из дружественных стран.
Теперь на АвтоВАЗе объявили об официальном переносе перезапуска крупносерийного производства на 2024 год. По официальной версии это связано с тем, что выпуск машины перенесут на завод в Ижевск, чтобы освободить основной конвейер в Тольятти под расширение производства модели Vesta.
Интересно, что выпуск Vesta, напротив, был перенесен из Ижевска в Тольятти. Впрочем, Largus как минимум исторически и идеологически больше подходит именно для ижевского предприятия, знаменитого с советского периода выпуском как раз грузопассажирских машин, получивших в народе название «каблучки»: как на базе «Москвичей», так и собственной разработки.
Эксперты допускают проблемы с локализацией
Одной из причин переноса сроков массового производства модели эксперты назвали проблемы с доступностью компонентов. Так, на возможное наличие проблем с локализацией Largus указал независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. По его словам, проблем может быть как минимум две.
Фото: АвтоВАЗ
Первая связана с лицензией Renault, о продлении которой ничего официально не говорилось. Logan — лицензионная модель, а лицензии в автопроме как правило имеют сроки годности, напоминает эксперт. Без лицензии АвтоВАЗ не сможет рассчитывать на закупку комплектующих у бывшего партнера.
Это, по словам Бургазлиева, вызывает вторую проблему.
«В теории на Волжском автозаводе могут разобрать Largus, взять детали, которые не производятся в Тольятти и разослать их потенциальным производителям из России и дружественных стран с просьбой сделать копии. Но судя по тому, что сроки были сдвинуты, реализовать этот план оказалось не так просто», — рассуждает эксперт.
По словам Бургазлиева, задержка может быть связана и с тем, что АвтоВАЗу нужно время для того, чтобы создать альтернативу Lada Largus. Например, построить универсал Lada Vesta с увеличенной высотой крыши и распашными дверьми сзади для удобства погрузки. Ранее Autonews.ru писал о возможности выпуска минивэна на базе Vesta, в том числе грузо-пассажирской его версии.
Vesta — более дорогая в производстве модель, нежели Largus, но с появлением новых модификаций вырастят объемы выпуска, что снизит себестоимость каждого автомобиля в отдельности, считает эксперт. Спрос на Largus или его аналог Бургазлиев оценил минимум в 20-25 тыс. машин в год. Отметим, что за 2020 год в России, согласно статистике АЕБ, было продано 37166 Largus, в 2021 — 39 541, в 2022 до остановки конвейера удалось произвести и продать — 12694 машины. Все это время машина входила в топ-10 самых продаваемых моделей в России. В 2022 году за модель просили 1,3 млн руб.
Рынок примет Largus любым
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что Lada Largus в любом случае будет очень востребованным автомобилем — при условии, что его стоимость удастся сохранить ниже цен на сопоставимые по габаритам и вместимости иномарки.
По словам главы Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, это незаменимая модель для многодетных семей и малого бизнеса, которая в прежние годы была крайне популярна в России, особенно в провинции, а полноценной замены для нее так и не появилось.
Фото: АвтоВАЗ
По словам Бургазлиева, взять такую замену сейчас просто негде. Эксперт отмечает, что в Китае нишу Lada Largus занимают более простые, зачастую трехколесные машины на базе мотоциклов, которые не подходят российскому рынку в виду климатических условий. А европейские автопроизводители со своими аналогами возвращаться на рынок России не спешат.
С другой стороны, легкие городски грузовички на базе существующих моделей Lada, которые делают дочерние компании АвтоВАЗа, слишком утилитарны и как минимум не могут считаться грузопассажирскими, отмечает эксперт. По его мнению, ввиду существующего спроса что-то подобное Lada Largus в России просто обязано появиться в ближайшие годы, и если этого не сделает АвтоВАЗ, но нишу займут другие отечественные заводы, например ГАЗ.
Семнадцатилетняя модель
Lada Largus — одна из самых долгоживущих на конвейере машин даже по меркам АвтоВАЗа. Это разработка концерна Renault, представленная как Dacia Logan MCV и созданная на базе бюджетного седана Logan образца 2004 года.
В 2008 году стало известно, что в рамках сделки по приобретению пакета акций АвтоВАЗа концерном Renault в Тольятти будет налажен выпуск иностранной модели под собственным брендом, и речь шла именно о Logan MСV. Такой выбор тогдашний глава АвтоВАЗа Борис Алешин объяснил отсутствием внутренней конкуренции с другими моделями Lada.
Несмотря на то, что решение было принято еще в 2008 году, производство машины в России под именем Lada Largus стартовало только в 2012 году и продолжалось до 2022 года, когда сборку остановили из-за дефицита иностранных комплектующих.
С 2012 года машина несколько раз модернизировалась, но целью обновлений было не применение более современных решений, а локализация компонентов. Так, со временем французские двигатели Renault на Largus были заменены на отечественные, от Lada Granta. Появилась и российская механическая коробка передач взамен французской. Автоматическую коробку передач для модели так и не предложили.
Фото: АвтоВАЗ
В 2021 году, за год до приостановки производства, Largus пережил рестайлинг. Автомобиль получил новое оформление передней части в стилистике остальных моделей Lada, а также модернизированный базовый двигатель.
В других странах производство модели Logan MCV давно прекращено. В Румынии эту машину заменили сразу три модели Dacia: Jogger в качестве универсала, Lodgy как минивэн и грузопассажирский Dokker.
Несмотря на преклонный возраст, эксперты уверены, что в России Largus в случае возобновления производства продолжит пользоваться популярностью хотя бы в виду отсутствия конкурентов. Семиместных легковых автомобилей дешевле 2 млн руб. на рынке действительно нет, если не считать рамные утилитарные микроавтобусы «Газели» и УАЗы.