Недавний полёт космического самолёта Virgin Galactic показал, что на скоростях намного выше скорости звука манёвры воздушного судна крайне ограничены. Особенно опасно это на этапе приземления, что чревато катастрофой как для самого судна, так и для всего остального на его пути. Автопилот банально не успевает оценить все параметры полёта, но китайские специалисты, похоже, знают, как это исправить.
В китайском рецензируемом журнале Tactical Missile Technology опубликована статья, в которой специалисты ВВС Народно-освободительной армии Китая заявили, что они внесли ряд существенных улучшений в засекреченную модель гиперзвукового беспилотника, что позволит воздушному судну на скоростях свыше 5 чисел Маха выходить на безопасную для себя и окружающих траекторию посадки. Аппарат Virgin Galactic, напомним, двигался со скоростью порядка 3 Маха, и это уже составило проблему.
Для захода на посадку на скорости 5 Маха с высоты 30 км, например, гиперзвуковые двигатели судна должны отключиться за 200 км до взлётно-посадочной полосы. В случае ошибки с курсом гиперзвуковые двигатели уже не включить. Посадка должна осуществиться за одну попытку и в точно заданном воздушном пространстве. Современные бортовые компьютеры для таких скоростей не успевают рассчитать режимы снижения с использованием всего спектра данных, поэтому было решено остановиться только на замере двух величин: давлении воздуха и высоты.
Уникальность идеи китайских специалистов в том, что они предложили рассчитывать для каждой посадки три модели снижения вместо обычно одной. В зависимости от данных о высоте и давлении будет выбираться та или иная модель снижения. С таким объёмом информации бортовые компьютеры успевают справиться. В противном случае с гиперзвуковыми полётами будет как в случае с космолётом Virgin Galactic — этот вид транспорта будет вылетать за разрешённые воздушные коридоры и представлять угрозу для обычного пассажирского воздушного транспорта.
В общем и целом речь идёт не только о беспилотниках. В Китае запущена программа создания пассажирских гиперзвуковых самолётов. Такое судно за час должно будет доставлять десять пассажиров в любой уголок Земли. Управляемость и способность к точным манёврам, что сегодня немыслимо без компьютеров, будет одной из проблем на этом пути.